РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2017 года г. Бузулук.
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Моисеевой А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца-Хованских К.Н., действующей на основании ордера от ** ** ****,
представителя ответчика ГУ- Управления пенсионного фонда РФ в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное)- ФИО2, действующей на основании доверенности от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) с участием третьего лица –Государственного учреждения отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о перерасчете назначенной пенсии,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с иском о перерасчете назначенной пенсии. В обоснование исковых требований указала, что ** ** **** истец обратился в Пенсионный Фонд РФ в г.Бузулуке с заявлением о разъяснении ему порядка и расчета назначенной ему досрочной страховой пенсии с ** ** ****, указав о том, что проживала и работала в местности, приравненной к районам Крайнего севера. (Нижневартовск), что назначенная пенсия занижена. ** ** **** ФИО1 получила ответ, о том, что расчет назначенной пенсии верен, но для уточнения факта ее проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по состоянию на ** ** **** направлен был запрос в УФМС <адрес>. При поступлении информации обещано было произвести перерасчет пенсии. Ответ поступил положительный и Пенсионный Фонд в г.Бузулуке предложили истцу написать заявление о перерасчете назначенной ей пенсии и ** ** **** ФИО1 написала заявление, а с <данные изъяты> сделали ей перерасчет с учетом иного коэффициента <данные изъяты> вместо <данные изъяты>. Доплата составила около <данные изъяты> руб. в месяц. Истец обратилась в ГУ-УПФ РФ по Оренбургской области с заявлением о возврате неполученной суммы в результате перерасчета. Так как при подаче заявления о назначении ФИО1 досрочной пенсии по старости у истца были затребованы следующие документы: справка уточняющая характер работы, трудовая книжка, свидетельство о рождении ребенка, место рождения -<адрес>, справка о работе с ** ** **** по ** ** ****, подтверждающая факт работы в качестве ведущего специалиста отдела главного механика. Кроме этого истец представляла архивную справку № от ** ** ****, в которой отражена была заработная плата, с указанием применения районного коэффициента к заработной плате в размере <данные изъяты> Эту справку у ФИО1 не приняли, объяснив тем, что заработная плата для начисления пенсии взята за другой период более выгодный для истца. Истец также представляла справку от ** ** **** за подписью начальника ОК и главного бухгалтера, которая содержала сведения о работе истца в период с ** ** **** по ** ** **** год. Было очевидно, что работа не протекала вахтовым методом, справки о заработной плате указывали на постоянное начисление истцу заработной платы. Ребенок родился в <адрес>** ** ****. Никто из работников, принимающих заявление- ФИО3, ни ФИО4 подписавшая заключение по результатам проверки документов истца, не выяснили факт ее проживания по состоянию на ** ** **** для применения повышающего коэффициента при назначении ФИО1 досрочной пенсии по старости. Налицо халатность и не исполнение возложенных обязанностей работников пенсионного Фонда. В результате ФИО1 потеряла недополученную пенсию с ** ** **** и по ** ** ****. Никто не выяснял факта проживания на данную дату.
Трудовая книжка наглядно показывала период работы истца в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Увольнение было произведено ** ** ****, а принятие на работу только ** ** **** и такой перерыв не мог не заинтересовать работников Пенсионного Фонда, даже никто не поинтересовался, когда же истец покинула районы Крайнего Севера.
Вышестоящий Пенсионный Фонд РФ отказал в выплате ФИО1 недополученной ей пенсии по той причине, что отсутствовала справка о регистрации в <адрес>. Если бы истцу разъяснили ее представить, а вообще они могли и сами запросить эту справку еще в ** ** ****, когда истец обратилась в Пенсионный Фонд за назначением ей досрочной пенсии, но этого не было сделано. Работники Пенсионного Фонда не выполнили свои обязанности, и ФИО1 лишена возможности истребовать недополученную истцом пенсию. Считает, что при начислении ей досрочной пенсии по старости, Пенсионный Фонд РФ в г.Бузулуке не выполнил свои прямые обязанности, не запросил необходимые документы для назначения пенсии по старости, не разъяснил истцу порядок и применения другого повышающего коэффициента <данные изъяты> для работников Крайнего Севера, а применил коэффициент <данные изъяты>, что считает незаконным, она лишена значительной доплаты к назначенной пенсии по вине работников Пенсионного Фонда РФ в г.Бузулуке. Право на применение коэффициента <данные изъяты> у истца возникло на момент подачи ей заявления о назначении истцу досрочной пенсии по старости, т.е. ** ** **** и этот коэффициент должен был применен с момента назначения истцу досрочной пенсии по старости с ** ** ****.
Просила суд признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г.Бузулуке в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с момента назначения с ** ** **** с применение коэффициента <данные изъяты>. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с ** ** **** по ** ** **** с применением коэффициента <данные изъяты> Взыскать понесенные истцом расходы по оформлению писем в Пенсионный Фонд в сумме <данные изъяты> рублей, и оформление иска-<данные изъяты> руб., оплату госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Впоследствии истец уточнила заявленные требования и просит признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г.Бузулуке в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с момента назначения с ** ** **** с применением коэффициента <данные изъяты>. Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с ** ** **** по ** ** **** с применением коэффициента <данные изъяты> Взыскать понесенные истцом расходы по оформлению писем в Пенсионный Фонд в сумме <данные изъяты> рублей, и оформление иска-<данные изъяты> руб., оплату госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей. Взыскать с ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) моральный вред в размере <данные изъяты> руб. в пользу ФИО1
В последующем истец отказалась от части требований в части компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Определением суда от ** ** **** принят отказ истца от части требований. Истцу разъяснены последствия отказа от части заявленных требований, производство в указанной части прекращено.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) ФИО2 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, указывая, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии исчислялись исходя из продолжительности трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ по состоянию на ** ** ****, среднемесячного заработка за ** ** **** годы (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета) или за любые <данные изъяты> месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности до ** ** ****. (по справкам, выдаваемым работодателями либо государственными (муниципальными) органами) и страховых взносов, уплаченных (с ** ** ****. - начисленных) работодателями в Пенсионный фонд РФ, начиная с ** ** ****. На размер пенсии влияют также другие показатели, например наличие группы инвалидности, количество иждивенцев, возраст пенсионера и другие. ФИО1 с ** ** ****. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».Размер пенсии исчислен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ исходя из: общего трудового стажа по состоянию на ** ** ****. - <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.; среднемесячного заработка за период с ** ** ****. по ** ** ****.
<данные изъяты> мес.), где отношение среднемесячной заработной платы (<данные изъяты>.) к
средней заработной плате по стране за тот же период (<данные изъяты> руб.) составило <данные изъяты>
(согласно пункта 2 статьи 30 закона № 173-ФЗ, предельное отношение заработков,
учитываемое при исчислении пенсии не превышает 1,2); страховых взносов, уплаченных (начисленных) работодателем в
Пенсионный фонд РФ с ** ** ****. по ** ** ****. - <данные изъяты>.; трудовой стаж по состоянию на ** ** ****. для валоризации - <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> лет.
С ** ** **** вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013г №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ). Данный закон предусматривает аналогичные условия предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение, что и Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, согласно части 3 статьи 36 Закона №400-ФЗ со дня вступления настоящего закона в силу Федеральный закон от 17.12.2001г №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ. Из изложенного следует, что порядок исчисления размера пенсии сохранен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона №173-ФЗ размер пенсии исчисляется из заработной платы за ** ** **** годы, либо любые <данные изъяты> месяцев работы подряд до ** ** ****. При исчислении размера пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше <данные изъяты> В то же время, данной нормой Закона №173–ФЗ для лиц, проживающих по состоянию на ** ** ****. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена возможность применения повышенного отношения заработков.
Факт проживания по состоянию на ** ** ****. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается на основании паспорта гражданина, в котором имеется штамп о регистрации по месту жительства в указанных районах, либо со справкой, выдаваемой органом регистрационного учета Российской Федерации. Факт работы по состоянию на ** ** ****. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается на основании трудовой книжки, справки работодателя и сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно документам пенсионного дела, по достижению возраста <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца, ФИО1 с ** ** **** была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с абзацем 3 пп. 6 п.1 ст.28 Закона №173-фз.
По представленным, при назначении досрочной пенсии, документам, факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не усматривается. Так, в представленном паспорте сведения о регистрации в указанных территориальных районах по состоянию на ** ** **** отсутствуют. Согласно трудовой книжке ФИО1 уволена ** ** ****. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета сданы с территориальными условиями МКС (местность, приравненная к районам крайнего севера) по ** ** ****, далее сведения представлялись как работа в обычной местности. С учетом изложенного, оснований для исчисления истцу размера пенсии с учетом повышенного отношения заработков у территориального органа ПФР не имелось.
ФИО1 было оказано содействие и ** ** ****. направлен запрос в отдел адресно-справочной работы УФМС России по ХМАО в <адрес> о предоставлении информации о факте проживания по состоянию на ** ** ****. в <адрес> (местности, приравненной к районам Крайнего Севера). На указанный запрос ** ** **** поступил ответ о том, что по сведениям отдела УФМС по ХМАО-Югре в <адрес> ФИО1 не зарегистрирована. На повторный запрос от ** ** **** с указанием конкретного адреса истца поступила карточка прописки, из которой был усмотрен факт регистрации по состоянию на ** ** **** в <адрес>.
В соответствии со статьей 23 Закона №400–ФЗ, был произведен перерасчет размера пенсии с ** ** ****. Оснований для перерасчета размера пенсии с даты первоначального обращения не имеется. Просила отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Письмом начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Бузулуке № от ** ** ****, ФИО1, которая обратилась с обращением ** ** **** о несогласии с размером пенсии, разъяснении расчета начисления ей льготной пенсии разъяснен порядок перерасчета льготной пенсии, указано что пенсия назначена по представленным документам.
Из ответа начальника ГУ отделения пенсионного фонда в Российской Федерации по Оренбургской области № от ** ** **** следует, что перерасчет размера пенсии произведен с ** ** ****. Оснований для перерасчета размера пенсий с даты ее первоначального назначения не имеется.
Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 39 гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод, гарантируется без какой – либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Решение вопроса иным образом, порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, приводит к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение.
В соответствии с п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ (на момент назначения пенсии ФИО5) размер пенсии исчисляется из заработной платы за ** ** ****., либо любые <данные изъяты> месяцев работы подряд до ** ** ****. При исчислении размера пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше <данные изъяты>.
В то же время, данной нормой Закона № 173 –ФЗ для лиц, проживающих по состоянию на ** ** **** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена возможность применения повышенного отношения заработков:
- для лиц, проживающих (работающих) на ** ** **** районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях,
- для лиц, независимо от их места жительства, - мужчин, достигших возраста 55 лет, если они на ** ** **** проработали не менее <данные изъяты> календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж не менее <данные изъяты> лет при наличии сведений о начислении районного коэффициента к заработку, из которого рассчитывается пенсия, в следующих размерах:
- не свыше <данные изъяты> – для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до <данные изъяты>;
- не свыше <данные изъяты> – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от <данные изъяты> до <данные изъяты>
- не свыше <данные изъяты> – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от <данные изъяты> и выше.
Факт проживания по состоянию на ** ** **** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается на основании паспорта гражданина, в котором имеется штамп о регистрации по месту жительства в указанных районах, либо справкой, выдаваемой органом регистрационного учета Российской Федерации.
Факт работы по состоянию на ** ** **** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается на основании трудовой книжки, справки работодателя и сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, имеют право на определение расчетного размера трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше <данные изъяты> - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от <данные изъяты> до <данные изъяты>;
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда от 27.02.2002 года №17/19пб разделом 3, действовавшими на момент подачи ФИО5 документов для назначения пенсии, предусмотрен порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии.
Пунктом 11 предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;
истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии, оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункта 12 вышеуказанных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Кроме того, в соответствии с п.17 гл.4 Порядок назначения пенсии и перевода с одной на другую (Правила). В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФ недостающие документы. Список недостающих для назначения пенсии определяется территориальным ПФ и отмечается в расписке уведомлении.
Из материалов дела следует, что ** ** **** обратилась ФИО1 с заявлением о назначении пенсии. Одновременно с заявлением представила пакет документов. В том числе заявление от ** ** **** о том, что просит учесть страховые взносы с ** ** **** по ** ** **** ОАО СНГ «Самотлорнефтегаз». Дополнительным заявлением просила назначить пенсию с учетом периодов с ** ** **** по ** ** ****., с ** ** ****. по ** ** ****, заявление от ** ** ****
Из архивной справки ОАО «Самотлорнефтегаз» от ** ** ****№следует, что ОАО «Самотлорнефтегаз» находится <адрес> на территории <адрес>-Югра Местность приравнена к районам Крайнего Севера. На территории <адрес> в централизованном порядке установлен коэффициент к заработной плате <данные изъяты>.При начислении заработной платы применяется коэффициент <данные изъяты>%.
Из сведений индивидуального лицевого счета ФИО5 следует, что имеются отчисления за ** ** **** год ОАО «Самотлорнефтегаз», организации которая ранее отчитывалась с коэффициентом <данные изъяты> и находится в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
В материалах дела имеется заключение от ** ** ****, согласно которого специалист пенсионного фонда ФИО4 сделала за полгода до назначения пенсии заключение о коэффициенте заработной платы, используемой при назначении пенсии -<данные изъяты>.
Право на пенсию возникло с ** ** ****. С указанной даты ФИО5 получает пенсию и представила пакет документов для назначения пенсии. Пенсия ФИО5 была назначена с коэффициентом <данные изъяты>.
** ** **** ФИО5 узнав, что имеет право на применение коэффициента <данные изъяты> обратилась в ГУ УПФР г.Бузулуке с заявлением о разъяснении расчета ее пенсии, выражая несогласие с размером пенсии, считая что ей неправильно рассчитана пенсия, возможно принят не тот период, просила разобраться.
Ответом ГУ УПФР в г.Бузулуке от ** ** **** ФИО5 сообщили расчет ее пенсии и указали что размер пенсии исчислен в соответствии нормами действующего законодательства, имеющихся в распоряжении управления документов. Одновременно сообщили о праве лиц, проживавших на ** ** **** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на право установление отношение среднемесячного заработка в повышенном размере.
Одновременно с ответом ГУ УПФР в г.Бузулуке(межрайонное) сделало запрос в УФМС <адрес> о проживании ФИО5 на ** ** ****. На который получили ответ и подтверждение о проживании ФИО5 на ** ** **** в <адрес>. ФИО5 снята с регистрационного учета ** ** ****. ** ** **** ФИО5 попросили написать заявление о перерасчете пенсии с ** ** ****, которое она написала.
ФИО5 обратилась в вышестоящую организацию ГУ УПФР РФ по Оренбургской области, считая действия работников ГУ УПФР в г.Бузулуке нарушающими ее права, поскольку ввиду их халатности она недополучила за период с момента назначения пенсии по <данные изъяты> рублей в месяц. Работники не проверили факт ее проживания в <адрес>, не разъяснили ей ее право на получение пенсии с повышенным коэффициентом <данные изъяты>.
Поскольку нормами действующего законодательства на работников Пенсионного фонда возложена была обязанность истребовать от юридических и физических лиц документы,необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, то суд приходит к выводу о наличии виновных действий работников пенсионного фонда, не проверивших факт проживания и регистрации ФИО1 по второму условию начисления пенсии с льготным коэффициентом <данные изъяты>
Доказательств, что от ФИО5 истребовали или предложили представить необходимые документы, суду не представлено.
Довод представителей ответчика, что из представленных документов не свидетельствовало, что истица проживал на ** ** **** в местности приравненной к районам Крайнего Севера, суд находит несостоятельным.
Факт отчислений в ОАО «Самотлорнефтегаз» имел место быть, отчисления одной и той же организации, находящейся в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем работники пенсионного фонда должны были затребовать и проверить факт проживания на ** ** **** ФИО5
Факт того, что работники пенсионного фонда не истребовали от ФИО5 дополнительные документы, зная об указанной льготе, подтверждается также свидетельскими показаниями работников ГУ УПФР в г.Бузулуке (межрайонное) ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7
Из пояснений свидетеля ФИО4(специалиста ГУ УПФР в г.Бузулуке (межрайонное) следует, что она не помнит говорила ли она ФИО5 о ее праве на досрочную пенсию с коэффициентом <данные изъяты> лиц, которые проживали в районах Крайнего Севера и местность приравненных к ним ** ** ****. Право такое есть, но говорила ли она, не помнит.
Согласно пояснений свидетеля ФИО3 (специалист- эксперт ГУ УПФР в г.Бузулуке (межрайонное) следует, что знает о льготе на досрочную пенсию с коэффициентом <данные изъяты> лиц, которые проживали в районах Крайнего Севера и местность приравненных к ним на ** ** ****. Она не выясняла у ФИО5 требуются ли ей дополнительные документы и где она проживала на ** ** ****.
Из должностной инструкции ведущего специалиста-эксперта отдела назначения и перерасчета пенсий ГУ УПФР в г.Бузулуке, утвержденного ** ** **** п.<данные изъяты> следует, что специалист-эксперт вправе обращаться с запросами и предложениями на предприятия, учреждения, организации по вопросам назначении пенсии. Согласно п.<данные изъяты>. вышеуказанной инструкции в обязанности специалиста эксперта входит- делать дополнительные запросы на предприятия, учреждения, организации об истребовании недостающих документов.
Пунктом <данные изъяты> предусмотрено обязанность знать федеральное законодательство в области пенсионного обеспечения, нормативно-правовые акты Пенсионного фонда РФ по соответствующему направлению деятельности.
Из должностной инструкции ведущего специалиста-эксперта клиентской службы ГУ УПФР в г.Бузулуке, утвержденную ** ** **** следует, что ведущий специалист должен знать федеральное законодательство в области пенсионного обеспечения. Согласно п<данные изъяты> обеспечивать своевременное и полное рассмотрение поступивших в УПФР обращений граждан застрахованных лиц, организаций и страхователей по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
В обязанности ведущего специалиста-эксперта клиентской службы (п.<данные изъяты>.) входит предоставление справочно-информационных услуг (консультаций) гражданам по пенсионным вопросам (о порядке обращения за пенсией, условиях назначения, перерасчета, индексации, корректировки пенсий, размеров пенсий, об исчислении трудового стажа, среднего заработка.
Пунктом <данные изъяты> инструкции предусмотрена обязанность осуществлять прием документов: заявлений с документами для назначения досрочной пенсий.
Согласно пункта 3 статьи 18 ФЗ №173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Вместе с тем, ФИО5 полную информацию о праве получать пенсию с коэффициентом <данные изъяты> не сообщили, не затребовали от нее необходимые документы.
Из трудовой книжки ФИО5 усматривается, что ** ** **** она уволена с ОАО «Самотлорнефтегаз», в трудовой книжке имеется штамп о местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, из сведений о заработке (вознаграждении), учитываемых при назначении трудовой пенсии, учтенных страховых взносах указано, что с ** ** **** ОАО СНГ, ОАО «Самотлорнефтегаз» уплачивало взносы за ФИО5, расчетный период ** ** ****. С учетом того, что имелась архивная справка с данной организации, и нахождение ее было в районах приравненных к районам Крайнего Севера, при наличии двух заявлений ФИО5 об учете периода ** ** **** годов, у работника ГУ УПФР в г.Бузулуке возникла обязанность выяснить вопрос о нахождении ФИО5 в период на ** ** **** и месте ее регистрации, поскольку своим заявлением она просила учесть данные взносы. Нахождение организации четко просматривалось по справке.
Сведения и территориальные условия работы по ** ** **** четко указывались в справке коэффициент <данные изъяты> и в сведениях о заработке. При таких условиях и с учетом обязанности, предусмотренным нормами действующего законодательства, у работника ГУ УПФР в г.Бузулуке была обязанность истребовать необходимые документы и указать перечень недостающих документов.
Вместе с тем, работник ГУ УПФР в г.Бузулуке не выяснила вопрос проживания ФИО5 на ** ** ****, тем самым не выполнив свои должностные обязанности.
Доводы представителя ГУ УПФР г.Бузулуке об отсутствии штампа в паспорте о регистрации ФИО5, поскольку она сменила паспорт в <данные изъяты> лет, не свидетельствует о выполнении обязанности специалиста пенсионного фонда о затребовании в части предоставления документов. Специалист пенсионного фонда не разъяснила право ФИО5, не затребовала необходимые документы для назначения пенсии, вместе с тем отчисления за ** ** **** год с указанной организации в сведениях индивидуального лицевого счета имели место быть.
В соответствии с разъяснением Конституционного Суда РФ в постановлении № 9-П от 04.04.1996 года -регистрация по месту жительства или пребывания представляет собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Поэтому это означает, что застрахованные лица, не имеющие на ** ** **** подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществляющие на указанную дату работу в названных районах, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районах. Указанная позиция применяется с ** ** ****.
При данных обстоятельствах Пенсионный Фонд обязан был проверить и выяснить и запросить сведения о факте проживания ФИО1 на ** ** **** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Согласно п.2 ст. 20 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии принимается при условии одновременно представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Данное правовое регулирование направлено на правоотношения, возникающие между пенсионным Фондом и пенсионером в случаях, когда право на перерасчет пенсии возникает в связи с обстоятельствами, которые пенсионный Фонд не мог знать.
Согласно п.2 ст. 23 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. По смыслу данной нормы и закона в целом, в случае назначения пенсии в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством, право на получение пенсии также подлежит защите без ограничений каким – либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие получение пенсии в необходимом размере.
С 01.01.2015 года вступил в силу ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающий аналогичные условия предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение, сроки назначения пенсий, что и закон №173-ФЗ.
В случае выполнения Пенсионным фондом своих обязательств по проверке наличие льготы и истребования самим или предложением это сделать ФИО1 пенсия была бы назначена с применением повышающего коэффициента не 1,2, а 1,7. Право на такую льготу у ФИО1 имелось на момент назначения ей льготной пенсии, а документов недоставало по вине работников Пенсионного Фонда, данный факт является основанием для перерасчета пенсии ФИО5 с момента назначения.
Судом установлено, что истец ФИО1 по состоянию на ** ** **** проживала в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о перерасчете назначенной пенсии являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г.Бузулуке в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с момента назначения с ** ** **** с применение коэффициента <данные изъяты> Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с ** ** **** по ** ** **** с применением коэффициента <данные изъяты>.
В соответствии со ст.88 ч.1, ст.94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе и суммы подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007г. №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Решение по настоящему иску состоялось в пользу истца, услуги представителя, оказанные истцу, заключались в составлении искового заявления, о фактически понесенных истцом указанных расходах свидетельствуют квитанция к приходному кассовому ордеру № от ** ** ****.
Расходы за подготовку искового заявления, подтверждены квитанцией, суд полагает заявленную сумму разумной и подлежащей взысканию в пользу истца денежную компенсацию расходов по оплате услуг представителя за составление искового заявления в сумме <данные изъяты> рублей.(квитанция от ** ** ****).
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Исковые требования о взыскании расходов по оформлению писем (представителем) в сумме <данные изъяты> руб. также подлежат удовлетворению.(квитанция от ** ** ****)
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы – по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб., подтвержденные чек-ордером от ** ** ****.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о перерасчете назначенной пенсии, с участием третьего лица- Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области – удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в г.Бузулуке в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с момента назначения с ** ** **** с применение коэффициента <данные изъяты>
Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с ** ** **** по ** ** **** с применением коэффициента <данные изъяты>
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) в пользу ФИО1 понесенные истцом расходы по оформлению писем представителем в сумме <данные изъяты> рублей, и расходы за оформление иска -<данные изъяты> руб.
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в г. Бузулуке (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение принято 19 апреля 2017 года.
Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела 2(1)-191/2017 в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области